ГЛАВНАЯ

ВЫСТАВКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА - 2009

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ПРИБОРЫ

Библиотека НТД и ГОСТов

ССЫЛКИ

КАРТА САЙТА

О нас


БиОТ XXI век. ОХРАНА ТРУДА

Статьи по охране труда

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ

М. О. Соколов -руководитель отраслевого центра охраны труда на морском транспорте, к. м. н., доцент, эксперт по сертификации транспортных средств

Система управления охраной труда на морском транспорте в связи со спецификой работы судов, вынужденных находиться как на территории РФ, так и за ее границами, должна учитывать как национальные, так и международные требования безопасности труда. Особенно актуален этот вопрос в связи с принятием и ратификацией Россией 147 конвенции (Минимальные нормы на морских судах), а также принятием Россией и подготовкой к ратификации конвенции №152 (О безопасности труда и гигиене при портовых работах). Конвенция №147 - составная часть в при¬нятых Россией морских обязательствах, таких как Парижский, Токийский меморандумы. Система управления безопасностью судоходства. Все это свидетельствует об особых требованиях к вопросам безопасности труда в отрасли.

Небольшой экскурс в историю. С 1933 по 1993 гг. функции управления охраной труда в нашей стране от имени государства выполняли проф¬союзы. Надзор и контроль выполнения на предприятиях правил и норм охраны труда осуществлялся техническими инспекторами труда отраслевых и территориальных органов профсоюзов.

Начиная с 1993 г. (принятие РФ Основ законодательства РФ об охра¬не труда) и в особенности с октября 1999 г. (Об основах охраны труда в РФ) в России сложились основы системы государственного управления охраной труда. Происходит изменение от администратовно-командного метода управления охраной труда к постепенному переходу на экономические рычаги управления. Основополагающим в этом направлении явился Федеральный Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний", принятый в 1998 г.

По существу этот закон впервые создает экономические рычаги уп¬равления охраной труда, увязывая отчисления в фонд обязательного социального страхования с условиями труда на данном конкретном предприятии

К сожалению, до этого года механизм экономической заинтересованности предприятий в улучшении условий труда не действовал. И только с сентября 2001 г. были введены Правила начисления льгот и надбавок к страховому тарифу, утвержденные Постановлением Правительства №522 от 16 сентября 2001 г.

В основу льгот и надбавок к страховым отчислениям в фонд обязательного социального страхования положено число несчастных случаев на данном конкретном предприятии, их тяжесть, а также условия труда на нем, формализованные в виде карт аттестации рабочих мест, а также сертификата соответствия работ по охране труда на данном конкретном предприятии

Говорить о национальной законодальной базе можно очень долго. Для облегчения пользования по всем основополагающим вопросам охраны труда нашим центром разработан сборник национальных документов, в котором они тематически разделены на следующие разделы:

-законодательство по вопросам охраны труда;

-организация работы в области охраны труда;

-планирование работ по охране труда;

-обучение охране труда;

-обеспечение безопасности производственных процессов;

-аттестация и сертификация рабочих мест;

-контроль состояния охраны труда;

-расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве;

-экономическое обеспечение охраны труда. В силу специфических требований к вопросам охраны труда на морском транспорте действовала и действует отраслевая система нормативных документов, касающихся всех основополагающих моментов по охране труда в отрасли

Это руководящие документы, касающиеся обучения разных категорий работников морского транспорта; правила по охране труда в морских портах; требования к вновь строящимся судам; правила техники бе¬зопасности на судах морского флота, которые в настоящее время пересматриваются, что связано с приведением их в соответствие с международными нормами и требованиями по безопасности труда. Хотелось бы остановиться на вопросах, связанных с формализацией условий труда в судоходных компаниях, портах и других предприятиях морского транспорта. Учитывая особенности нашей отрасли, в 1996 г. было подписано соглашение между Министерством транспорта РФ и Министерством труда о создании отраслевой системы сертификации работ по охране труда на морском транспорте. Таким образом, была создана отраслевая система ОСМортранс, в рамках которой были разработаны и введены в действие в установленном порядке отраслевые инструкции по аттестации рабочих мест в отрасли, а также Правила по сертификации на соответствие требованиям охраны труда. Работы по аттестации рабочих мест на предприятиях морского транспорта показали, что из 4651 рабочих мест, на которых проводилась аттестация, с вредными условиями труда - 33,8%, с допустимыми - 66,2%.

Аттестация рабочих мест с последующей сертификацией необходима, поскольку карты по аттестации рабочих мест и сертификаты соответствия дадут возможность снизить страховые взносы в фонд обязательно¬го социального страхования до 40%, они нужны также для пенсионного фонда, для установления или снятия льгот за вредные условия труда и, наконец, для обеспечения работников СИЗ не из прибыли, а из себестоимости. Как показала практика, действующие в настоящее время новые Правила выдачи спецодежды, разработанные Минтрудом РФ для ряда специальностей отрасли, не удовлетворяют существующим потребностям, а некоторые специальности даже отсутствуют в этих нормах. Поэтому, чтобы легитимно выдавать необходимую спецодежду, необходимо провести аттестацию этих рабочих мест, и в материалах аттестации должно быть указано, что данные категории работников сталкиваются с определенными вредностями, которые требуют применения следующих СИЗ.

В последние годы в связи с некоторым улучшением финансового положения в организациях отрасли наблюдается строительство или реконструкция объектов. В этой связи необходимо отметить, что все проекты вновь строящихся или реконструируемых объектов (суда или береговые объекты) согласно Постановлению Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 должны проходить экспертизу на соответствие требованиям охраны труда. В этом в первую очередь должны быть заинтересованы заказчики, чтобы в дальнейшем не было проблем с введением и эксплуатацией объектов.

Вопросы, связанные с охраной труда на предприятиях морского транспорта, многоплановы и в последние годы начинают приобретать экономический характер. В связи с этим некоторые дальновидные руководите¬ли разрабатывают для своих предприятий политику в области охраны труда, что дает возможность с наименьшими экономическими и людскими потерями осуществлять свою деятельность.

В настоящее время рассматривается проект ГОСТа Р о работах в области охраны труда на предприятиях. Согласно этому проекту все предприятия в РФ должны будут имень разработанную для себя политику в области охраны труда. Необходимо несколько слов сказать о работах по охране труда на предприятиях отрасли. К сожалению, в ряде случаев на эту должность назна¬чаются лица без должных знаний и образования. А по существу это специалист является советником работодателя по безопасности труда, его уполномоченным по выполнению национальных и международных обя¬зательств по безопасности труда. Незнание законов, как известно, не избавляет работодателя от ответственности.

Требования, регулирующие вопросы безопасности труда на торговых судах на международном уровне, регламентируются Конвенцией № 147 "Минимальные нормы на морских судах". Эта конвенция имеет рамочный характер и опирается еще на 15 конвенций и 4 рекомендации. По существу, это набор минимальных норм, касающихся безопасности, социального обеспечения, условий труда и жизни на борту судна для торго¬вых флотов любых государств. Обязанности государств, ратифицировавших конвенцию №147, - иметь законодательство или правила, устанавливающие для зарегистрированных на его территории судов положения, которые в основе своей эквивалентны указанным конвенциям. Конвенция № 147 требует от ратифицировавших ее государств осуществления эффективного контроля над судами, зарегистрированными на территории, а также проведения инспекции на любых иностранных судах, заходящих в их порты.

В этой связи по решению межрегионального совещания, которое проводилось весной этого года в Санкт-Петербурге под эгидой МОТ, в ноябре будет проводиться круглый стол "Координация деятельности национальных инспекций по контролю выполнения в портах России требований конвенции МОТ №147 в рамках принятых международных морских меморандумов".

Другой важной конвенцией, регулирующей вопросы безопасности труда и гигиены на портовых работах, является Конвенция №152 (дата вступления в силу 5 декабря 1981 г.). Данная конвенция принята Россией но еще не ратифицирована. По существу, конвенция устанавливает меры, которые надо выполнять в части безопасности труда и гигиены при портовых работах.

 

Новости сайта

у нас появился новый раздел бесплатная Библиотека НТД и ГОСТов

"Профилактика здоровья работающих во вредных условия труда" Скачай здесь

Подпишись на бесплатную рассылку

"Оценка условий труда"

© 2007-2012 При копировании материалов ссылка на сайт http://nwbiot.narod.ru обязательна

nwbiot@yandex.ru

Сайт создан в системе uCoz